14 ноября 2013 г.

О плагиате (из журнала "Кукольный мастер")

 китайский плагиат

Наткнулась на интересную статью. Очень жесткая. Со многими вещами в ней я не согласна, но, думаю, с этим мнением ознакомиться стоит...

МИФ 1
Если вещь опубликована в интернете – это означает разрешение ею пользоваться.

Нет. Публикация (в книге, журнале, интернете) не означает потери автором прав на свою работу.
По-прежнему только он решает, можно ли её копировать, переделывать и выставлять под своим именем.
Единственный способ как-то её использовать – спросить разрешения автора.

МИФ 2
Если человек хотел бы, чтобы его работу не повторяли – он написал бы о запрете на это. Раз запрет не заявлен, то можно.

Нет. Отсутствие запрета не является разрешением.
По умолчанию – нельзя.
Если автор напишет, что можно – всем, или лично вам – тогда можно.
Знак копирайта © не является обязательным в настоящее время, поэтому отсутствие его не значит, что работу использовать можно.

МИФ 3
Если я купил куклу, журнал, книгу с иллюстрациями – я могу пользоваться дизайном и образами по своему усмотрению.

Нет. Вы приобрели только предмет, только экземпляр оригинальной работы.
Права по-прежнему принадлежат автору.
Сам предмет вы можете перепродать или подарить, но копировать рисунки или кукол и выдавать их за свои нет.

МИФ 4
Если переделать 10% в работе – её можно считать своей и выставлять под своим именем.

В законе нет и не было никаких упоминаний о процентах.
До тех пор, пока работу можно положить бок о бок с оригиналом и увидеть неоспоримое сходство – это плагиат.
Более того, по закону изменять и переделывать своё произведение может только автор.

МИФ 5
Если чья-то работа опубликована с мастер-классом в журнале – вы имеете полное право делать её на продажу, выставлять на выставках и давать по ней уроки.

Нет. Уроки и мастер-классы предусмотрены только для личного пользования. Ни торговать, ни официально выставлять её нельзя.

МИФ 6
Если я сделал это своими руками из своих тряпочек-деревяшек-бумаги – я и автор.

Нет. Если вы повторили чужой дизайн, чужой мастер-класс, чужой рисунок – ваш физический труд по исполнению делает вас автором не более чем китайского работника, штампующего на заводе вещь по придуманному французским дизайнером образцу.
Вы либо просто учитесь - если повторяете для себя, либо плагиатор - если выставляете это под своим именем.

МИФ 7
Если я сделал это в другой технике – то это не плагиат. Например, автор отливал из фарфора, я вылепил барельеф, или автор рисовал иллюстрацию, я сделал куклу.

Нет, вы не имеете права.
Право на созданный образ принадлежит именно этому автору.
Без его письменного разрешения вы не можете делать вариации его работ.

МИФ 8
Фанфики – это не плагиат. Если я беру чужой образ, но с любовью делаю с ним что-то новое – это можно.

Фанфики незаконны. Вы не можете писать роман с героями, придуманными другим человеком, и не можете делать кукол, придуманных другим дизайнером.
На практике обладатели копирайтов часто смотрят сквозь пальцы на фанфики или даже поощряют их под своим крылом. Но только потому и тогда, когда это выгодно им.

МИФ 9
Если я подпишу, кем вдохновлялся, я могу брать любой образ и выставлять работу под своим именем.

Упоминать источник вдохновения очень правильно, но вы по-прежнему плагиатчик, если чужая работа явно узнаётся и вы при этом не получили разрешения автора использовать её.

МИФ 10
На идеи не существует копирайта, поэтому я могу копировать идею этой работы целиком или по частям.

При этом говорящие ошибочно понимают «идею», как полный продуманный дизайн, определенный узнаваемый внешний вид, оригинальность образа.
В законе же под «идеей» понимается самая общая мысль, самое общее описание создаваемой работы.
Так, мысль сделать куклу-лыжницу – это идея, и она не защищена.
Я могу сделать свою лыжницу, вы - свою.
Но копирайт распространяется на конкретное воплощение куклы, образ, форму.
И если вы повторили образ и форму – вы совершили плагиат.

Взяла здесь: http://vk.com/topic-35010253_27843662


Так что, можете считать меня плагиатчицей))) :

кукла-карамелькакукла Mel Birnkrant

кукла АватарАватар


текстильная кукла Женщина-кошкаЖенщина-кошка

игрушка СмурфикСмурфики

Пасхальный Ангелангел с карманами Джилл Маас



Можем это обсудить ;-)

P.S. Я опять на больничном... мне кажется, что это уже бесконечная история((((

25 комментариев:

  1. Не совсем согласна, конечно! По закону (кодексу) может оно и так. Думаю если мастера - мастерицы выставляют свои мастер классы в инете, или публикуют в журналах, то мне кажется они заведомо должны быть готовы к тому что будут копии их творений. И они смогут увидеть их на просторах всемирной паутины. У меня например с фантазией туго, а делать и творить хочется! И в ярмарках участвовать хочется, и на продажу делать! Вот и вдохновляюсь интернетом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Марин... это скорее информация к размышлению... Ни один мастер НИКОГДА не придумает ничего своего, если не воспользуется сначала чужими выкройками, идеями и МК!!!! И попробуйте убедить меня в обратном! :-)

      Удалить
  2. Здесь такая тонкая грань.. Делать героев по мотивам сказок или фильмов - не вижу в этом ничего худого, разве что выставлять их на потоковую продажу, тогда уж, наверное, придется спрашивать разрешения автора. У меня, например, никогда не было желания сделать что-то подобное тому, что мне очень нравиться. Люблю вдохновляться чужими работами и идеями, но в конечном итоге все же рождать свою. По-этому никогда не работаю по эскизах. Вначале есть идея, но окончательный образ куклы рождается в процессе создания. На то он и Мастер, чтобы рождать что-то свое, что-то уникальное..)) Вот такое мнение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, а как же твои тряпиенсы? Ты же их не сама придумала. Ты их увидела в интернете, влюбилась и стала шить таких куколок, просто наряжая в наряды своего дизайна.
      Как вообще быть мастерам, работающим в конкретных направлениях: тильды, вальдорфки, тыквоголовки, Снежки, те же тряпиенсы?... У этих кукол одинаковые выкройки, авторство как раз и заключается в тех 10% о которых написано в четвёртом пункте.
      А классические мишки Тедди?....
      По-моему, это всё большая глупость! Тем более в куклах. У них у всех 2 ноги, 2 руки, голова и туловище. Отличие только в одежде, даже роспись, как правило, делается по шаблону, все зависит от направления. Если хорошо порыться в интернете, то и твоим, и моим куклам можно найти "сестёр" по характерным признакам, и не один десяток... далеко нам еще до уникальности....

      Удалить
  3. Да, Люда. Очень это сложная тема-плагиат.
    Особенно интересно когда люди делая тильд, вальдорфских кукол, тыквоголовок и т.д. начинают обвинять в плагиате кого-то, кто у них подсмотрел крепление ручек или глаз, но при этом сами они спокойно пользуются чужой идеей.
    Лично мне, конечно хотелось бы придумать что-нибудь своё интересное и необычное. Но мне кажется это практически нереально. Т.к всё равно мозг получая информацию извне складывает её по полочкам, а потом когда я хочу что-то придумать выдаёт готовые решения. Можно их конечно видоизменять и очень сильно. Но опять кто сможет определить, что это уже твоё, а не подсмотренное где-то.
    А сейчас я пока пользуюсь идеями и выкройками с инета, конечно я стараюсь не просто копировать, а добавлять что-то своё, но это как говорилось выше в статье, это всё равно плагиат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, Диан, наверное нужно прежде всего разграничить техники-приёмы-направления с образами. Есть ведь определенные стили и течения как в рукодельном творчестве, так и в моде, искусстве... Ведь придумал же кто-то когда-то вязать игрушки крючком. Теперь их вяжут все кто умеет вязать))) А разница в чем? Принцип-то один и тот же, разница в количестве петелек и цвете пряжи.
      Кто придумал приваливать вязаным мишкам мордочки? Получается они все - плагиат?! Нет! Это уже давно ТЕХНИКА изготовления! И вот именно на авторство техники нельзя претендовать всем остальным, а всё остальное, по-моему можно! Иначе получатся абсурд!
      И каждый уважающий мастер должен мечтать придумать не выкройку, а НАПРАВЛЕНИЕ в куклах! Вот тогда он Мастер и Автор, как Tone Finnanger или Джилл Маасс...

      Удалить
  4. Я, конечно, полностью согласна со статьей, но мы тут все плагиатчики. :-) А в дизайне, так вообще плагиат, на плагиате. В дизайне, в принципе, уже невозможно выдумать что-то новой. Это всегда будет варияция чего-то старого :-)
    Сложная тема. Границы плагиат-не плагият очень текущие..
    И даже направления в дизайне чего-нибудь обычно уже такие же вариации..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно)))
      Я для себя уже давно решила, что я - мастер, потому что я делаю, изготавливаю, создаю. И мне плевать на то, кто это придумал первым! Я не штампую игрушки партиями, я работаю в разных техниках: и шью, и вышиваю, и расшиваю бисером, и вяжу... значит я не ремесленник, занимающийся каким-то одним определенным ремеслом. Да, я копирую, подражаю, заимствую и поэтому не считаю себя художником и новатором. А если кому-то хочется называть это плагиатом - пусть... мне плевать! Я делаю то, что мне нравится и я не обязана ни перед кем отчитываться! А если вдруг у меня купят какую-то из моих работ, то это значит, что я сделала ее хорошо, лучше чем кто-то еще и цена у меня адекватная, а не потому что я "рублю бабло", пользуясь чужими идеями!

      Удалить
    2. Людочка, подписываюсь под каждым твоим словом (кроме "вышиваю";))!!! Это именно то на 1000000%, что я хотела написать. Лучше и не скажешь)

      Удалить
    3. Вика, ты мою позицию в этом вопросе знаешь))) И пусть меня закидают тапками, но глупо кичиться тем, что у твоей тыквоголовки руки и ноги на пол сантиметра длиннее, чем у остальных и называть это эксклюзивной авторской выкройкой....
      Любой мастер, сшивший куклу, - её автор! Он её увидел такой, он выбрал этот образ, он из тысячи выкроек выбрал эту, он сшил этот костюм, сделал эту прическу, нарисовал ей такое лицо, пусть даже если он воспользовался при всём этом чужими МК!!!! Этот мастер - создатель этой куклы, и у кого повернётся язык назвать его плагиатчиком?... Возможно это не будет каким-то новым авторским шедевром, не станет эта кукла эксклюзивной коллекционной игрушкой, но мастер, её сшивший, - автор именно этой куклы! Именно этой, одной, и наверняка очень любимой, куклы! И я даже не представляю, какие аргументы могут заставить меня думать иначе))))

      Удалить
  5. А мне вот честно даже и говорить об этом не хочется, я наивно считаю авторское право глупостью. Допустим уйдем из рукоделия, а возьмем бытовые вещи. Чашки например. Это что ж их выпускать никому нельзя кроме как тому кто придумал и отчисления делать ему? Хлеб кто-то придумал печь, а мы вот каждый день едим. Кто-то ткань когда-то придумал- теперь все пользуются, а кто-то извините туалетную бумагу. Или вязание лицевые изнаночные, накид, вот бы кто-то озолотился ух. А вообще слышала церковь считает авторское право один самых страшных грехов называемых гордыня. Вот так информация для размышления.
    Выздоравливайте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, точно ведь! ГОРДЫНЯ!!!! Лучше и не скажешь!
      Я уже сравнивала рукоделие с педагогикой, проводила параллель между МК и школьными уроками, и я не могу себе даже представить, чтобы кто-то из учителей устраивал скандалы и ругань из-за того что, кто-то использовал на уроке такой же приём или ту же разработку... Мы всегда делимся сценариями праздников, учим как облегчить свой труд, составляем методички, а ведь мы тоже зарабатываем этим деньги! А тут какой-то дурдом с этими авторскими правами(((( ладно бы еще, хоть кто-то, официально своё авторство зарегистрировал.... это деньги, а когда творчество перерастает в бизнес, то, на мой взгляд, теряется сам его смысл.... это уже производство, и на него распространяется авторское право, а на хобби и на рукотворчество - нет!

      Удалить
  6. Да что тут говорить ВСЕ мастера так или иначе занимаются плагиатом, если соблюсти все правила, то практически своего уже выдумать мало возможностей, так или иначе это получается кто-то уже придумал. Ведь даже вязаные носки это плагиат, и шарфик тоже плагиат, и платья сшитые собственноручно плагиат.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я об этом... но, похоже, это наше коллективное плагиаторское мнение))) Так что, Авторы и Мастера бесконечно будут ругаться и скандалить по этому поводу... А мы будем шить и не забивать себе голову ерундой! ;-)

      Удалить
  7. А я НЕ считаю нас плагиатчиками,в наших изделиях своя душа))) Копир-это копия,,а мы не повторяемся,есть схожесть,но....точных произведений даже у мастеров нет,у каждого творения свой шарм и своё обаяние)))А так..весь мир плагиат))) В рукоделии этого быть почти не может(за исключением спец.копирования для наживы),ну как можно мишку другого создать???Ухо третье пришить что ли?)
    Согласна со всеми))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что мастерство как раз в том и заключается, чтобы придумать что-то, что выделит твою куклу из миллиона таких же. причем не ОДИН раз придумать и штамповать, требуя от остальных не повторять, а просто любоваться, а каждый раз, с каждой новой куклой находить что-то НОВОЕ!
      Вот, например, Юля Проскурина, она каждую свою новую куклу шьет по новой выкройке. Она в постоянном поиске и делится своими находками, помогает, учит тому, что знает сама. Марыся тоже. Что-то я ни разу не слышала от них страданий по поводу авторства.... Просто люди делают свое дело и постоянно придумывают что-то новое, поэтому им некогда, да и не к чему, следить за тем, кто и что за ними повторяет. У них полно новых идей!!!
      А когда мастер не совершенствуется, не ищет новые образы, то конечно он трясется над каждой пуговицей, и если кто-то еще её туда же пришил, то всё... украли авторскую идею, плагиат, обиды, скандалы...
      А может это чёрный пиар?....

      Удалить
  8. Здравствуйте Людмила! Я случайно попала на этот пост, но полностью согласна с Вашим мнением.Потихоньку шью всякие мелочи и пересмотрела миллион выкроек кукол и игрушек на многих сайтах в разных странах, и поняла, что определить автора невозможно. Все мастерицы как бы тоже пользуются где-то взятыми подправленными выкройками, но , наверное,все-таки главное, это результат, у каждого свой. С уважением Татьяна.
    P.S. У Вас замечательные творения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Татьяна!
      Я Вам больше скажу, все иностранные сайты, торгующие выкройками, продают не выкройки, а ИДЕИ, конкретные образы! Та м в комплекте выкройки одежды, обуви, описание как делать прическу и как утягивать лицо. И у разных кукол могут быть совершенно одинаковые выкройки тела, отличие только в образе и авторе, придумавшем этот ОБРАЗ! А мы тут занимаемся полной ерундой, обсуждая, кто у кого скопировал форму ладошки)))
      Украли у тебя идею - придумай новую! Ты же МАСТЕР, АВТОР! Вот Яна Яхина придумала своих гномов, сшила, продала и забыла. Начала шить других персонажей, выпустила серию принцесс, теперь вот шарнирку.... Все разные, но рука мастера видна. В этих куклах стиль, мастерство. И люди платят баснословные деньги именно за это, а не за то, что по её выкройкам больше никто ничего не шьет. Пусть кто-нибудь попробует повторить, даже имея эту несчастную выкройку!!! В этом и заключается, по-моему, Мастерство!

      Удалить
    2. Согласна на все сто процентов. Удачи и вдохновения для творческих полетов.

      Удалить
  9. Людочка, я вместе с тобой на все 100%. Для меня плагиат - это копирование 100% да еще и с выдачей за свое. Есть вдохновение, а есть плагиат.
    Я пишу статьи для своего сайта и это моя работа. В принципе пишу о своих наблюдениях за жизнью растений. Но если , например, помидоры, нужно укрывать от приморозков, то я же ничего нового не придумываю, а просто констатирую факт описывая процессы. Но мои статьи это мое видение, мои выводы. И очень неприятно, когда их копируют без ссылки. Ведь часто уходит не один день на написание. Я смотрю свои записи за 20 лет, заметки. Некоторые факты перепроверяю. но спасибо поисковикам. Все равно мой сайт впереди плагиатчиков.
    Так что вдохновение - это оттолкнуться от идеи (выкройки, рисунка, персонажа фильма, просто информации....) и делать свое, со своей душой.

    ОтветитьУдалить
  10. Ну,Люд, умеешь и серьезно поговорить и в тоже время пошутить :) в конце особенно улыбнуло :) Тогда мы все-все плагиатчицы :)

    ОтветитьУдалить
  11. Конечно))) а как ты думала?!
    Тут уже Лена писала про отношение к авторскому праву церкви, так я тоже вспомнила, что Господь создал человека по своему ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ! И если уж и Он плагиатчик, то что уж про нас говорить!)))

    ОтветитьУдалить
  12. Плагиат изначально возбраняется,если преследуется извлечение коммерческой выгоды, для личных целей копирование допустимо. Рукодельным плагиатом озабочены многие мастерицы (http://e-frolova.ru/?p=267- тема вязального плагиата), беда в том, что сложно бывает доказать своё авторство, да и кто готов доводить дело до суда. А про ОБРАЗ и ПОДОБИЕ сказано здорово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это такая тема, где никогда не будет однозначного мнения... И как говорим мы, психологи, "если нельзя изменить ситуацию, то попробуйте изменить своё отношение к ней" :-) Лично для меня такой проблемы как плагиат уже давно не существует! Я выложила выкройки своей авторской куклы с подробными мастер-классами в свободный доступ, мне гораздо приятнее читать слова благодарности в отзывах, нежели выискивать в интернете копии моих Карамелек и писать по этому поводу гневные комментарии...
      А осознание того, что кто-то где-то хочет сделать копию твоей работы - сто крат дороже тех 2-3 тысяч, которые ты не заработаешь на повторе своего же "шедевра", лучше придумай и сделай что-то новое))) По моему так....

      Удалить

Если вы хотите оставить комментарий, но у вас нет профиля Google - не беда!
Это сделать просто: в таблице "Подпись комментария" выбираем строку Имя/URL и вписываем свое имя или ник. Поле URL можно оставить пустым.
Спасибо, что не прошли мимо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...